понедельник, 20 сентября 2010 г.

Перерождение Бернанке

Не успели мы оценить заявление Б. Бернанке от 27 августа, как вдруг «Бенни-вертолетчик» дополнил свое высказывание, сильно озадачив всех.

Оказывается, в банкротстве крупных банков ничего страшного нет. Собственно, ничего удивительного нет, человек переживает личную драму: он-то думал, что любую проблему можно решить, разбрасывая деньги с вертолета, а оказалось, что бывают ситуации, когда вертолетная эскадрилья не помогает. Кроме того, деньги, которые распространяются таким образом, рискуют очень быстро перестать быть деньгами.
Помнится, когда Бернанке выразил готовность расширить скупку облигаций, первым оживился Goldman Sachs, заявив, что это спасет мировую экономику, но меньше триллиона долларов вливать в экономику не имеет смысла. В таком деле мелочиться не стоит, а банкиры всегда готовы освоить эти денежки.

Осознание того, что финансовый сектор еще не вся мировая экономика, или отсутствие результатов разбрасывания денег заставили Бернанке изменить свое мнение о принимаемых мерах, сказать трудно, но есть вполне очевидный факт: через неделю главный банкир США радикально изменил свое мнение.
Когда 15 сентября 2008 г. рухнул Lehman Brothers и кризис распространился на весь мир, денежные власти США считали, что единственный выход из создавшегося положения, это спасение финансовой системы любой ценой. Банкротство четвертого в банковской иерархии банка США стало для всех, в том числе и для ФРС, полной неожиданностью! Уже потом Бернанке заявил, что Lehman Brothers спасти было нельзя, тот не смог предоставить надежного поручительства, хотя, по словам тогдашнего управляющего Ричарда Фалда, положение банка ничем не отличалось от положения остальных структур.

В общем-то, проблемы у банков начались раньше. Еще в марте JP Morgan купила терпящий бедствие Bear Stearns за смехотворную сумму $236 млн (2 доллара за акцию), но никто не думал, что дела плохи у всей системы. Lehman пытался продаться Bank of America, но тот в итоге предпочел купить Merrill Lynch, причем договоренность о сделке была достигнута всего за два дня!

Бернанке говорил, что Lehman спасать и не собирались, чтобы не обременять налогоплательщиков, но звучит это достаточно наивно, потому что за счет тех же налогоплательщиков спасали всю финансовую систему, запустив план тогдашнего министра финансов Г. Полсона, который предполагал влить в экономику 700 млрд долл., из которых на долю инвестбанков пришлось 250. Причем Конгресс поначалу план отверг именно, потому что американским налогоплательщикам трудно понять, почему они должны спасать «жирных котов», но когда Lehman рухнул, конгрессмены поняли, что спасаться надо любыми способами.

Неизвестно, долго ли Бернанке верил, что благодарные банкиры возобновят кредитование экономики, но прошедшие два года показали, что банки экономику спасать и не собирались. Вместо этого они занялись привычным делом: часть полученной помощи разместили на счетах ФРС, а часть запустили на фондовые рынки. Что касается кредитования, то требования к заемщикам были ужесточены, кредитование в существенных масштабах стало невозможно, экономика продолжала тонуть, а рынки стали расти, что назвали «неожиданно быстрым восстановлением экономики».

В результате банки наперегонки начали возвращать займы ФРС, отчитываться о рекордных прибылях. В кошмарном 2009 г. банкиры выплатили себе самые большие в истории бонусы, а из реального сектора данные приходили все хуже: потребление падало и роняло рынок недвижимости, падали продажи автомобилей, росло количество банкротств домохозяйств. К настоящему моменту безработица выросла по официальным данным с 9,5 до 9,6%. Обама назвал банкиров жирными котами и протолкнул финансовую реформу, а эксперты заговорили о неизбежности второй волны кризиса.

И тут началось перерождение Бернанке. Заявив, что регуляторы не должны сомневаться, закрывая крупнейшие банки, если они угрожают национальной финансовой стабильности, Бернанке фактически отрекся от всего, что говорил и делал раньше. Признал, что спасение финансовой системы не только не привело к разрешению кризиса, а усугубило его, резко увеличив дефицит бюджета и подняв цены на инвестиционные товары. Спасенные банки направили средства на фондовые и товарные рынки, что привело к тяжелым последствиям для производственного сектора. А «неожиданно быстрое восстановление» прозревший «Бенни-вертолетчик» теперь именует «неожиданно неопределенной ситуацией», с чем, видимо, и войдет в историю.

Трудно сказать, почему для Бернанке сегодняшняя ситуация стала неожиданностью, но ясно одно: падающих с неба денег финансисты могут больше не ждать. Во-первых, результат получился отрицательный, а во-вторых, деньги печатать бесконечно нельзя. В случае второй волны кризиса, а в ее приходе сомневаются разве что профессиональные оптимисты, ФРС не будет спасать банки.

Все это не значит, что ФРС прекращает денежную эмиссию. До 6 ноября ФРС выкупит казначейских обязательств на $27 млрд, но деньги будут направлены на новые проекты Обамы, рейтинг которого снижается рейтинг. Обама собирается разрешить компаниям списывать 100% их инвестиций в новые заводы, что значительно сократит налоги компаний, вложить в ремонт инфраструктуры автомобильные и железные дороги $50 млрд за шесть лет и расширить налоговые льготы для бизнеса. Все это, по мнению Обамы, должно привести к созданию большого количества новых рабочих мест.

Не совсем понятно зачем нужны новые заводы, когда спрос на продукцию старых заводов продолжает падать, и никто не может остановить этот процесс. Почему бы не приступить к строительству аналога Великой китайской стены? По легенде, китайцам этой стройки хватило на две тысячи лет.

По поводу инфраструктуры стоит заметить, что Рузвельт, с которым Обаму любят сравнивать по недомыслию, дороги не ремонтировал, а строил, потому что их не было. Американский президент несколько месяцев назад приводил в пример Рузвельта с его дорогами и особо упирал на их качество. Неужели за короткий срок дороги успели разрушиться настолько, что требуется государственная программа по их ремонту с немалыми вложениями?

Желание создать рабочие места похвально и понятно, но если создавать рабочие места за счет увеличения дефицита бюджета, то эти рабочие места должны как минимум окупиться, а как это получится, если на продукцию новых заводов не будет спроса? Все это напоминает отчаянную попытку сделать хоть что-нибудь в преддверии выборов.

Ситуация с налоговыми льготами вообще выглядит довольно странно. Налоги пополняют бюджет и снижать их без урезания статей бюджета чистое самоубийство! Основные проблемы у бюджета США возникают из-за расходов на социальные программы: медицинское страхование, пенсионное обеспечение, пособия. Далее идут оборонные расходы, а венчает пирамиду выкуп проблемных активов. Это сократить невозможно, а компенсировать можно только эмиссией, которую теперь будут направлять не в финансовый сектор, а на новые затеи Обамы. Проблемы бюджета это только усугубит, но можно долго говорить о создании новых рабочих, что в предвыборный период может принести некоторую пользу. В общем, никаких реальных подвижек нет, и не предвидится, похоже, что и руководство ФРС и правительство США уже ни на что хорошее не рассчитывают и тянут время в ожидании, что все само собой решится.

А в Европе всплеск оптимизма, который вызван ростом китайской экономики. Европейские рынки отыгрывают позитив и никто не в силах растолковать европейцам, что китайский рост это не позитив, а пузырь. Им кажется, что началось очередное восстановление. Растет Китай! Мы спасены!

Немцы делают тракторы и станки, продают все это в Китай, а там тракторы работают на стройке, станки шьют ширпотреб и делают автомобили. Потом китайцы берут кредиты и покупают, покупают… Китайцы сжали кредитование, но прекратить его не могут, иначе в Китае начнется такой негатив, что его никакие рынки отыграть не смогут. А кредиты надо отдавать…

Масса продукции идет на склад, в ожидании восстановления американского спроса. Пузырь растет, спрос не восстанавливается, немцы получают прибыль и покупают в Бельгии картошку, в Италии макароны, во Франции предметы роскоши, а в Китае ширпотреб. Деньги расходятся по экономике, и в Евросоюзе решили, что это восстановление.

Радости добавило сокращение дефицита бюджетов, а базельский Комитет по банковскому надзору решил провести банковскую реформу с целью повысить устойчивость банковской системы. Планируется повысить с 2% до 4,5% минимальный уровень ликвидного резерва собственного капитала банков. С 4% до 6% будет повышен уровень капитала первого уровня (деньги вкладчиков) и создан резервный капитал банков в размере 2,5%.
Правда, есть нюансы: реформа начнется в 2013 г. и будет растянута до 2019 г. Кроме того, как и предполагалось, стресс-тесты европейских банков были показухой для успокоения широкой общественности. Банкам позволено было скрывать объемы находящихся у них на балансе государственных облигаций проблемных стран, а в реальности дела их таковы, что для выполнения новых требований регулятора им придется занять такую сумму, на фоне которой вся помощь Греции выглядит подачкой нищему на паперти.

Картина получается не очень радужная. Европа экономит на расходах бюджета, убивая этим спрос, а в это время банки без особого шума залезают в такие долги, что в будущем ЕС возникают большие сомнения.

Бернанке осознал то, чего не в силах осознать в ЕЦБ: пора не имеющих реального покрытия финансовых инструментов закончилась. Просто потому, что никакого восстановления к докризисному уровню не будет, а когда встревоженные ухудшением ситуации владельцы бумаг в массовом порядке попросят обменять их на нечто материальное, современная финансовая система прекратит свое существование моментально. Именно поэтому он и сказал, что не надо бояться банкротить крупные банки, потому что лучше, чем кто-либо, видит, что экономика просто не в состоянии раздуться до размеров, хотя бы приблизительно соответствующих размерам финансового сектора, где на каждый реальный доллар выпущено десять виртуальных долларов. Более того, экономика будет сжиматься и дальше, и речь уже идет не о получении прибыли, а о сохранении контроля над ситуацией и системой.

Однажды китайцы не смогут больше работать на склад и, понимая, что американский спрос в ближайшие годы не восстановится, вежливо скажут немцам, что больше им тракторов не нужно. Остановятся предприятия в Германии и немцы не купят бельгийскую картошку и итальянские макароны. Кредитование схлопнется окончательно, а количество «плохих» активов банков значительно превысит их резервы. Банки начнут банкротиться массово, останется большая груда бумаги и огромное количество всеобщих долгов, а Европа продолжает себе жить в уверенности, что уже скоро будет, как до кризиса, и долги можно копить вечно. Но так не бывает.


Именно об этом глава ФРС и сказал, но в Европе его не поняли.

ПИФ. Инвестиционный фонд MMCIS investments


Забобрить! Добавить страницу к Мистеру Вонгу +МоёМесто.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий